Мышев Павел

Мышев
Павел

Заместитель директора по взаимодействию с ключевыми клиентами компании «Синимекс»

Повышение производительности бизнес‑процессов

Внедрение интеграционных решений

Внедрением «шины» компания «Синимекс» занимается уже два десятилетия. «Шина», как важная часть архитектуры, дает возможность в дальнейшем максимально использовать функционал АБС вне зависимости от наращивания объемов задач и сервисов. Сейчас эти платформы способны объединять десятки, если не сотни различных модулей, среди которых могут быть абсолютно разные по функционалу системы и распределенные компоненты. За годы эксплуатации появились сотни интерфейсов, огромное количество софта, которое мы интегрировали с «шиной». Большая часть из них — критичные для бизнеса приложения, которые помогают автоматизировать ключевые бизнес-процессы предприятия. Тренд на цифровую трансформацию тоже внес свои коррективы в построение архитектурных подходов. Сейчас, например, мы видим со стороны банков множество запросов на продукты с использованием технологий ML. Очень востребованы чат-боты, которые получают все большее распространение при работе с запросами клиентов и через контакт-центр, и в приложениях. Также растет спрос на решения на базе технологий с использованием биометрии. «Шина» позволяет быстро адаптировать архитектуру АБС под любые современные тренды независимо от роста объема и количества услуг. Это достигается за счет того, что данный архитектурный подход включает в себя функциональную стандартизацию, модульность, универсальную интеграцию всех систем, процессный подход в автоматизации бизнеса и позволяет быстро внедрять различные инновации.

С появлением SOA началась массовая разработка веб-служб, а с появлением большого количества прикладных задач, использованием различных приложений, написанных на различных языках, необходимость веб-сервисов для интеграции этих приложений и АБС стала очевидной. Кроме того, помимо разработки новых сервисов, существенную экономию может обеспечить и использование уже реализованных веб-служб, этот подход дешевле, чем разработка новых сервисов с нуля. Повторное использование проверенных временем приложений снижает риски и сокращает время запуска в эксплуатацию, а также уменьшает затраты на техническое обслуживание. При таком огромном объеме реализованных проектов закономерным шагом стало создание собственной отлаженной модели разработки веб-сервисов нашей командой: существует ряд процедур, которые позволяют быстро и качественно превратить стандартные интерфейсы в централизованные сервисы, уже пригодные для дальнейшего использования их в приложениях. С помощью этой концепции также возможно снизить риск возникновения избыточности компонентов и избежать сложностей в их многократном использовании.

Управление продажами и маркетингом

Внедрение интеграционных решений

Банки, с которыми мы работаем, отмечают, что люди все чаще не приходят за готовыми карточками: по данным некоторых агентств, в отделении остается каждая четвертая карта. Этими карточками люди пользуются, добавляя их в мобильные кошельки, такие как Apple Pay и Google Pay. Кстати, в России по числу выпущенных, но не забранных карт лидирует Москва, где у многих есть смартфоны, которыми можно расплачиваться почти где угодно. Среди наших кейсов была задача, которая заключалась в том, чтобы обеспечить привязку карт к смартфонам, где подключены сервисы Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay. Если раньше клиент банка должен был получить пластиковую карту и привязать ее к телефону, то теперь можно не ходить за картой в отделение и не ждать пока ее доставит курьер. Для этого нужно было связать между собой довольно большое количество систем. Например, для разных типов продуктов мы предусмотрели разные алгоритмы и условия; чтобы привязать карточку и информировать клиента, эти условия должны выполняться. Из-за многообразия систем очень ответственным моментом стала интеграция.

Создание интернет-банков не является нашим профильным видом деятельности. Однако в нашей копилке есть очень яркий кейс разработки интернет-банка с нуля. В рамках выполненных работ, помимо стандартных этапов разработки, тестирования и запуска новой системы, мы предварительно создали прототип интернет-банка. В качестве платформы выбрали продукты Oracle. Новый интернет-банк выгодно отличался от первой версии более удобным дизайном, который стало заметно легче осваивать пользователям любого уровня, обновились каталоги услуг. В интернет-банк были включены новые модули, благодаря которым клиенты банка смогли удаленно покупать страховые продукты и инвестировать денежные средства в ПИФ, заказывать виртуальные карты для оплаты покупок в интернет-магазинах, подавать заявление на получение кредита и управлять своим кредитным счетом.

Обеспечение соответствия нормативным требованиям / регуляторным правилам

Внедрение интеграционных решений

Со временем становится все более востребованной биометрия, которая применяется как для целей идентификации клиентов по голосу, так и для борьбы с мошенничеством. Очевидно, что росту спроса на новые технологии и продукты на их основе способствует появление законодательной базы. Клиенты ведущих российских банков уже сейчас имеют возможность сдать свои биометрические данные в отделении, а затем пользоваться новыми услугами на их основе. В нашем портфеле есть кейсы, которые решают, например, проблему по обеспечению интеграции систем с ЕИАС. Для нормальной работы системы сбора биометрических данных российских граждан и их регистрации в Единой биометрической системе необходимо обеспечить передачу данных оператору через учетную запись ЕСИА. Соответственно, регистрация в системе ЕСИА — первый и необходимый шаг для использования процедуры аутентификации. Мы сделали и внедрили ряд компонентов, которые обеспечивают поиск и определение учетной записи ЕСИА, создание новой учетной записи, ее подтверждение, регистрацию биометрических данных в ЕБС. Соответствующий закон, предписывающий банкам осуществлять сбор биометрических образцов и передачу их в Единую биометрическую систему, вышел еще в 2018 году, и на сегодняшний день уже большинство банков предоставляют данную услугу.

Управление продажами и маркетингом

Открытые интерфейсы

На сегодняшний день мы успешно выполнили уже несколько проектов по Open API. Наш опыт показывает, что существует несколько сценариев создания открытых интерфейсов. Первый — это развитие сервиса исходя из требований конкретного бизнес-партнера банка. В этом случае мы совместно с банком разрабатываем открытые интерфейсы API на основе сформулированных задач, стоящих перед партнерами, прорабатываем вопросы безопасности, реализуем определенный фронт доработок. Второй вариант — когда банк открывает для партнеров определенный набор API с оптимальным функционалом под свои текущие бизнес-задачи. И тот и другой путь предполагает весь спектр работ по интеграции программной инфраструктуры, включая консультации по выбору наиболее подходящей платформы, сбор и формализацию требований, разработку архитектуры, создание, тестирование, внедрение и сопровождение интеграционного решения. Компания «Синимекс» может предложить банку свою экспертизу в области построения открытых API и осуществить кастомизированную разработку. Далее реализованные сервисы выкладываются в открытый доступ, чтобы у потенциального партнера была возможность в такой «песочнице» подробно изучить документацию, протестировать API и принять решение о целесообразности использования данного сервиса. Отдельно стоит отметить, что коробочных решений у нас нет. Стек технологий и сервисов в каждом банке настолько индивидуален, что требует отдельного проработанного решения как с точки зрения безопасности, регламентов, так и с точки зрения функционала самих API. С нашей стороны, рекомендуем тщательно примерить возможности той или иной платформы к поставленным задачам. То, что удачно впишется в ИТ-ландшафт одного банка, может абсолютно не подойти другому.

Повышение производительности бизнес‑процессов

Автоматизация бизнес‑процессов

Компания «Синимекс» существует более 20 лет и стек технологий, на которых мы работаем, достаточно широк. Одна из фундаментальных и старейших экспертиз, которой мы обладаем, — опыт работы с аппаратно-программным комплексом семейства System i (в прошлом iSeries и AS/400). Application System (система для приложений) поставляются с интегрированным программным обеспечением. Иначе говоря, AS/400 представляет собой готовое прикладное решение, не требующее практически никаких дополнительных усилий по установке программного обеспечения. Не секрет, что работа с «приложениями зеленого экрана» требует особых навыков, и сейчас на рынке непросто найти экспертов по этой ОС. У нас очень сильная команда, мы поддерживаем и развиваем это направление. На основании нашего многолетнего опыта по взаимодействию с System i можно утверждать, что эта система оптимально зарекомендовала себя в качестве надежной и высокопроизводительной платформы, которую можно максимально быстро развернуть и ввести в промышленную эксплуатацию.

Управление продажами и маркетингом

Автоматизация бизнес‑процессов

E-invoicing уже давно занял прочные позиции в бизнесе. Сейчас уже очевидно, что сервис не только упрощает взаимодействие между участниками, но и создает дополнительные удобства клиенту. Финансовая организация получает абсолютно прозрачную систему взаимодействия со своими партнерами. Наш опыт в этой области весьма широк: в частности, мы одни из первых на российском рынке реализовали сервис по выставлению электронных счетов. Наша команда связала в единый процесс несколько программных комплексов, эксплуатируемых разными компаниями. Полученный сервис по определенным сценариям позволяет провести оплату услуг, применив при этом все опции системы лояльности того или иного партнера.

Мы одними из первых стали работать с интеграцией электронных кошельков на рынке. Хотя, по данным некоторых исследований, банковские карты занимают огромную долю среди инструментов электронных платежей, электронный кошелек также весьма популярен среди пользователей. В исследованиях Mediascope говорится, например, что в 2020 году электронными деньгами в интернете платили 81,7% людей 25–34 лет и 82,2% в возрасте 35–44 лет. У нашей компании есть опыт интеграции самых разных платежных систем в ИТ-ландшафт заказчика, например ЮMoney, QIWI, WebMoney, а также других операторов цифровой наличности. При создании интеграционного слоя для взаимодействия с электронным кошельком учитывается специфика протоколов каждой конкретной платежной системы. Для запуска быстрых веб-сервисов наши специалисты разработали собственную технологию. В ее состав входят проверенный архитектурный шаблон для «обвязки» веб-сервисами существующих у заказчика приложений и инструментарий для их разработки, отладки и тестирования.

В рамках концепции ИТ-стратегии заказчика мы сформировали команду, способную решать задачи в тесной интеграции с другими командами проекта. Не так давно такая кросс-функциональная команда реализовала важнейший проект по созданию системы, которая позволяет существенно повысить качество обслуживания клиента по всем направлениям, спрогнозировать спрос на те или иные услуги, увеличить кросс-продажи. Специфика такого рода задач для нас в основном заключается в применении нашей собственной методологии оценки и развитии сотрудников, участвующих в проекте. От скорости и уровня адаптации отдельного сотрудника внутри каждого трайба зависит успех всей кросс-функциональной команды. В оптимизации фронтенд-систем нет ничего принципиально нового, но прикладные задачи, которые нам довелось решать в рамках таких проектов, отвечают задачам современного бизнеса: ИТ-сервисы помогают оптимизировать ИТ-ландшафт, создать более комфортные условия для пользователей приложений, предоставляют новые возможности для каналов продаж за счет агрегации поступающих данных в едином приложении и позволяют получить более целостную картину о клиенте.

Обеспечение соответствия нормативным требованиям / регуляторным правилам

Автоматизация бизнес‑процессов

Несколько лет назад было опубликовано Положение Банка России № 440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». После этого многие заказчики стали переходить на электронный документооборот с налоговыми органами в части приема и обработки решений, запросов и поручений налоговых органов. Нашей командой для решения подобного рода задач у заказчика были автоматизированы процессы приема и обработки входящих электронных документов, дальнейшая передача их в соответствующие системы для обработки и передачи на исполнение, формирование уведомлений о результатах проверки. Автоматизация перечисленных процессов значительно упростила учет входящей и исходящей документации, квитовку подготовленных банком ответных сообщений с квитанциями, поступающими от налоговых органов.

Регулятор зачастую выступает драйвером для реализации доработок ИТ-систем. Мы разработали модуль, который позволил упростить ручной труд сотрудников и обработать несколько тысяч запросов в сутки. Речь идет о документах между ведомством и банком, которые изначально передавались на бумажных носителях. Система разрабатывалась с учетом плановой нагрузки около 20 тыс. запросов в сутки, однако при переходе на электронное взаимодействие с федеральным ведомством система без дополнительных доработок успешно справляется с объемом в 200 тыс. ежедневных запросов. Конкретный пример кейса реализован на открытой платформе JBoss EAP c использованием базы данных Oracle. В общем возможна любая другая платформа, подходящая под задачи заказчика. Интеграция модуля с «шиной» позволит максимально оперативно получать информацию и транслировать ее в ведомство.

Оптимизация операционной деятельности

Автоматизация бизнес‑процессов

Участие в конверсионных сделках является обязательным процессом для многих компаний. Автоматизация всей цепочки позволит серьезно сократить временные затраты и помочь всем участникам процесса проводить операции покупки и продажи валюты в онлайн-режиме. Мы, основываясь на требованиях аналитиков заказчика, реализовали интеграцию веб-сервиса и доработку АБС, которая позволяет автоматизировать процесс регистрации и учета сделок по продаже и покупке валюты, производить автоматические загрузки заключенных сделок, обмен сообщениями между участниками рынка. После подключения клиента к системе онлайн-конвертации, конечный пользователь проходит ряд проверок в системах идентификации и может пользоваться всеми преимуществами автоматизированной системы обмена валют самостоятельно в течение всего операционного дня с учетом часовых поясов, что является большим плюсом. Также сервисы соответствуют всем требованиям безопасности за счет использования защищенных каналов.

Обеспечение соответствия нормативным требованиям / регуляторным правилам

Дизайн и внедрение enterprise‑решений

Несколько лет назад наша компания предложила рынку новый продукт, обеспечивающий интеграцию банковских систем с репозитарием. «Модуль интеграции с репозитарием (ПО «Мир») — коробочное решение, которое не требует адаптации под конкретный ИТ-ландшафт заказчика. Решение позволяет автоматизировать процесс отчетности по сделкам и генеральным соглашениям, данные о которых требуется предоставлять регулятору. Система производит генерацию отчетности по зарегистрированным сделкам и сделкам, находящимся в процессе согласования. Наши специалисты постоянно оптимизируют функциональные возможности системы, и актуальная на сегодня версия софта позволяет не просто создавать и хранить данные, получаемые из банковских систем и от регулятора — НРД. Пользователю доступны инструменты для анализа, отслеживания документов, генерация отчетности по зарегистрированным в НРД документам как в ручном, так и в автоматическом режиме. Среди преимуществ системы можно выделить возможность двусторонней интеграции с внешними системами через различные интеграционные каналы, настройку разграничения прав пользователей к данным, генерацию печатных форм, поддержку процессов сверки и квитовки сделок.